среда, 24 декабря 2014 г.

Тренировка обоняния и черный перец

На прошлой работе была установка - периодически делать коллегам мини-тренинги. То есть давать понюхать для разминки три блоттера: женский аромат, мужской и сырье. Тренировать носы.
Позавчера проводила тренинг уже на новой работе, для клиентов и по другой схеме.
В качестве сырья сегодня вспомнила про черный перец.

Удивительно, как иногда делаешь массу новых открытий, нюхая вполне рядовые и знакомые запахи. Уж с черным перцем я каждый день сталкиваюсь. 



В черном перце я четко чувствовала ядовитую камфарную ноту, лаванду, немного аниса, эвкалипт с долей розмарина... и только в сухом остатке тот самый свежесмолотый черный перец, который все мы привыкли нюхать. 

Парфюмерия - это магия. Эфемерная, с кучей допусков, полунаука-полуискусство.



Однако обоняние - штука вполне научная и поддающаяся тренировке, при условии, что нет никаких патологических изменений.



Примеры того, как тренируют нюх:
Триангл тест 

Если взять два очень похожих аромата, с какой-то общей нотой (как пример лаванда и лавандин). Два аромата и три блоттера. На двух блоттерах нанесено одно вещество, на одном - второе. Задача вычленить то, которое отличается.
Разница так же может быть в интенсивности. То есть два аромата с одной концентацией отдушки, а один с другой. Больше или меньше, не имеет значения.

- для определения разницы в двух похожих ароматах: берем блоттер с одним и долго-долго его нюхаем, чтобы нос и мозг устали. Намеренно перегружаем рецепторы. Происходит так называемая искусственная адаптация. Затем сразу же подносим к носу блоттер с другим ароматом. И в этом другом аромате мы почувствуем только ту часть, те молекулы, которых не было в первом. Мы чувствуем именно разницу, которую надо определить.

Кстати так же можно понять разницу у клонов и подделок даже в первых нотах. Но если клон сделан очень качественно и у вас под рукой нет эталона - ничего вы не поймете. Так что все разговоры на тему: Ох, я купила аромат в Этуале (Иль де Боте, Рив Гош... нужное подставить) и он отличается от того, что мне привез пятнадцатый любовник год назад из Дьюти Фри. Ай-вай, это подделка, куды бечь? А самое главное - он НЕ СТОЙКИЙ. 

Во-первых: человек с нетренированным носом обычно физически не способен определить эту мизерную разницу. Даже я не всегда способна. Это ж какую феноменальную ольфактивную память надо иметь?
Во-вторых: аромат действительно мог слегка видоизмениться благодаря ИФРА. Но опять таки, потребитель, часто не в состоянии это почувствовать, порой, даже имея под рукой эталон. Носы у парфюмеров работают гораздо лучше, чем у нас у всех. При переработке композиций они правда, сильно-сильно стараются приблизиться к исходной версии. Но увы, это далеко не всегда возможно 



Вычленение нот

Если взять два сложных аромата (например что-то из высокой парфюмерии) с неким сырьевым ингредиентом, присутствующем в обоих и этот компонент отдельно:

а) начинаешь чувствовать это самое сырье в двух ароматах 
б) можно почувствовать сложную игру запаха в самом сырье. Даже в простейшем лимоне есть не только лимон, не говоря уже о сложнейшей розе, в которой есть цитрусовые, фруктовые, зеленые, акватические, альдегидные и ароматические ноты
(при этом важна последовательность и длительность вдыхания аромата с блоттера)

Концентрационный ряд

Создается ряд образцов с одной и той же отдушкой. Это может быть высокая парфюмерия, гели для душа, стиральные порошки, кремы, что угодно.
Отдушка вносится в базу в разной концентрации. Шаг может быть от 0.5% до 0.1%
Задача расставить образцы в порядке увеличения или уменьшения концентрации. Таким образом мы учимся различать интенсивность.


Комментариев нет:

Отправить комментарий